понедельник, 6 ноября 2017 г.

Made in China. Про Китай.

Неужели пишу эти строки... Дело в том, что путешествуем мы давно и я даже несколько раз начинала писать об очередном туре, но до конца дело не доводила. Всё это очень муторно: описывать, перебирать и обрабатывать фотографии. Приезжаешь, закручивает водоворот повседневных дел и всё! Всё, что было кажется уже не важным.
Попробую.

Не ждите дат и исторических справок, точных описаний и статистических данных. Для меня путешествие - это впечатления. Знакомство с новой страной, народом. Я очень внимательно и с интересом слушаю экскурсии, но информация в голове не задерживается, проверено опытом. Поэтому только смотрю, слушаю, пробую. Люблю смешаться с народом, поездить на общественном транспорте, поесть в их любимых кафе - почувствовать каково это, например, жить в Китае.

Всю поездку планирует муж. Он читает форумы, смотрит фотографии, выбирает места для посещения и часто, уже в путешествии, знает больше гидов. Я же еду девственно чистой))), для меня всё в новинку.

Поездка заняла 10 дней, включала в себя два внутренних перелёта, ночь в поезде и пятичасовую поездку на автомобиле к одному древнему городу. Честно скажу- было непросто, мы всё время куда-то шли, ехали, летели.

Также наше путешествие можно разбить на две части: историческую и природную. Угадайте какая мне понравилась больше?)))

Часть историческая.

Первым открытием для меня стало, что Пекин собственно не Пекин, а Beijing. Это я выяснила ещё в аэропорту. Представляете степень моей неподготовленности!)))

Пекин.

Пекин. Большой, довольно красивый город с ухоженными парками, но СМОГ. Смог - это ужасно! Из-за смога жители Пекина раньше выходят на пенсию, мужчины в 50 лет, а женщины в 52. Это связано с продолжительностью жизни. Средняя продолжительность жизни пекинца мужчины 65 лет. Грустно. Пенсия от государства в Китае очень редкая штука. Вся надежда на детей. Поэтому так хорошо иметь сына, а лучше двух. До недавнего времени второго ребёнка разрешалось иметь только семьям, где первой родилась девочка. Сейчас государство официально разрешило всем иметь двух детей. За последующих надо платить большой штраф.

Молодым семьям в Китае очень сложно. Везде сложно, я понимаю, но в Китае без помощи родителей они не выживут. Поэтому благословение родителей обязательно. Если родители не согласны с выбором ребёнка, свадьбы не будет. Также молодые идут к специалистам по фэн шуй и, если прогноз неблагоприятный, свадьба отменяется. Всё это я услышала от гидов, за что купила, за то и продаю...)))

В первый же день мы поехали на Великую китайскую стену. Впечатляет две вещи: размах строительства и вопрос - на фиг это было нужно. С учётом того, что некоторых мужчин, вернее мальчиков, отправляли на неё в 14 лет и они проводили на строительстве всю жизнь, второй вопрос в голове возникал чаще. Стена выстроена в таких недоступных местах, что там не то что с пушкой или на коне - пешком со специальным снаряжением не забраться. И здесь уже впечатляет упорство, мастерство и, я бы добавила, упрямство, с которым всё это строилось простыми бедными китайцами для услады очередного императора.

Великая китайская стена. Участок Мутяньюй ( Mutianyu).

Далее мы поехали в Храм Неба. Единственная пагода круглой формы. Основной цвет всех строений - цвет неба.

Пекин. Храм Неба.

Обязательно надо было посетить Большой императорский дворец.

Пекин. Вид на Императорский дворец.

Рассматривая дворы,  крыши и статуи, я запомнила следующее. Император - дракон, его цвет жёлтый, цвет золота. Императрица - феникс, её цвет красный.

Пекин. Один из дворов Императорского дворца.
Крыша поближе.

Крыша Большого императорского дворца.
У китайцев число 9 - счастливое число. Гид рассказал нам, что наверху, по краю крыши, стараются расположить 9 дракончиков, но вот тут мы увидели больше, а почему он нам так и не объяснил. Наверное, как всегда, чем больше, тем лучше.

Статуи казалось бы одинаковые, но те, что с ребёнком под лапой - девочки!)))

А те, что с шаром или без всего - мальчики.)))

Обычно их две у входа. По правую руку мальчик. Это не лев, не тигр - это символ власти, мужской власти. А по левую руку - девочка.

Необыкновенно красивые беседки.

Китай. Беседка для чаепития.
У неё внутри стены двойные, чтобы зимой было теплее, а летом прохладнее.
Надо сказать дворец совсем не большой. И убранство внутри довольно скромное, хоть всё и из золота. До наших царей и императоров им далеко))). А в остальном всё как у всех и гарем с наложницами, как полагается. Опять же со слов гида, для императора подбирали самых красивых девушек, а именно рост должен был быть около 150см, вес должен был стремиться к 100 кг, размер ноги строго 33см. Вот такой эталон красоты!)))

Конечно же не обошлось без чайной церемонии.

Чайная церемония.
Чай конечно очень вкусный. Мы когда отправлялись в отпуск, нам друзья посоветовали: обязательно купите чая и не покупайте на всяких чайных церемониях, купите на улице, на базарчиках - там дешевле. Мы попросили гида отвезти нас на такой базарчик, на что он сказал, что не гарантирует качественного чая и добавил, что уважающие себя китайцы покупают чай только на фабриках, на улице можно купить что попало, а не чай. Ну что мы могли ему возразить - поехали на фабрику!) За поездку у нас поменялось три гида и от всех ответ был такой же. Чая мы купили и надеемся, что такого же, что и пробовали.
На этом наш шопинг в Китае закончился.

Было ещё запланировано посещение фабрики шёлка, где я хотела купить как минимум шёлковых ниток, но... Но это оказался банальный магазин. К нам сразу подошла продавец и без всяких там предысторий, начала продавать всё подряд. А предлагали там одеяла с шёлковым наполнителем, такие же подушки, постельное бельё, вышитые наволочки на подушки, платья, блузы, костюмы и ткани. В основном всё очень красивое, действительно экологически чистое, хорошо сшитое, но очень дорогое. Мы не были готовы. Совсем. Ничего не купили. Хотя при нас две туристические группы обслуживались, одна наша была -  русскоговорящая, а вторая англоязычная - набрали всего, в очередь стояли. Возможно они знали куда и зачем едут.

Про еду. Утром мы завтракали в отелях. Здесь как повезёт. Были очень приличные завтраки, чаще мы с трудом находили хоть что-нибудь, а однажды вообще не смогли поесть  - просто ничего не было, даже чая или просто воды. Гид нам объяснил, что надо вставать пораньше потому, что к концу завтрака еды не остаётся))). Встают они рано, это правда.
Обедали в местных кафе или ресторанах. Опять же с помощью гида заказывали еду. Всё очень вкусно. Кухня у них разнообразная и сильно отличается от нашей. Например, китайцы не едят сырые овощи, даже огурцы обжаривают, зелень бланшируют, говорят иначе она грязная. Даже пекинскую капусту мы ели только в отварном виде. Ни разу не было пересоленной еды, при этом соль на столах не стоит.

С фотографиями еды совсем плохо, когда вспоминала про фотоаппарат, было уже нечего снимать))). Здесь на фотку частично попал наш пекинский гид Ваня))).
Ужинать не ужинали, вечером не было сил, заваливались спать. Самое большее - чай. В каждом номере было всё необходимое для чая.

Из Пекина мы поехали на ночном поезде в Сиань (Xian). Порадовал огромный, прекрасно организованный вокзал.

Пекин. Железнодорожный вокзал.
В поезде всё как у нас. Уснуть не удалось, поэтому могу сказать, что было тихо. Остановок почти не было, никто не буянил, все мирно спали... кроме меня))).

В Сиане мы погуляли по Мусульманскому кварталу.

Сиань. Мусульманский квартал.

Это открытый рынок и ресторан одновременно. Еда на открытом воздухе и множество прилавков со всякой всячиной. Интересно было посмотреть. Пробовать мы не решились, а покупать собственно нечего, обычные сувениры: расчёски, зеркальца, вееры... и вышитые картины, например...)))

Ещё про еду. Гид Ваня рассказывал нам, что китайцы редко готовят дома. Предпочитают покупать еду на улице. Завтракают все покупая что-нибудь по дороге на работу. Обедают на работе, опять же купив где-нибудь еды. Вечером, часто всей семьёй, идут в забегаловку, кафе, ресторан в зависимости от размера кошелька. Он говорит, что у многих нет условий, чтобы готовить дома и времени потому, что много работают. Мы спросили можно ли нам также есть на улице, он засмеялся и сказал - лучше не надо!)))

Так же посетили пагоду, которую нам представили как Большая пагода Диких гусей. Я запомнила, что построил её монах, которому в трудную минуту жизнь спасли дикие гуси, отсюда и название. Так же - это местная пизанская башня, поскольку пагода со временем начала падать.

Большая пагода Диких гусей. Сиань.
Красивый парк вокруг. Мы поднялись на самый последний этаж и я смогла сфотографировать город.

Сиань.

Сначала думала, что в Сиане тоже смог, но потом гид, который просил называть его Максим, сказал, что это туман.

Залезли на городскую стену. В центре города по кругу выстроена стена, длиной 12км.

Древняя городская стена в Сиане. Китай.
Ширина стены примерно 14 метров, а высота - 12 метров. Сейчас это прекрасное место для прогулок, всяческих соревнований, поездок на велосипеде, городских праздников.

Заехали на фабрику глиняной посуды, где неожиданно попали в магазин))).

От таких комодиков я бы не отказалась))).

Опять же вышивка.

Продавались только готовые работы. Цены ого-го! Но, наверное, это оправдано - от 12 тыс. рублей. Я просто поинтересовалась, потом еле отбилась и мне настоятельно рекомендовали назвать свою цену. Некоторые работы очень хорошего качества, но в большинстве своём средненькие, выполненные на скорую руку небрежными стежками.
Посуда там, конечно, тоже была))).

И собственно то, ради чего мы приехали в Сиань - Терракотовая армия.

Терракотовая армия. Сиань.

Эта находка мало кого оставляет равнодушным. Вот уж сколько загадок для учёных. До сих пор ведётся реставрация. Потому, что нашли их в разрушенном состоянии. Там прямо в зале сидят реставраторы и собирают фигуры. Уникальность этого войска в том, что ни одна фигура не повторяется. Все они с разными лицами, позами, прическами, разного сословия и ранга. Каждая фигура выполнена с максимальной точностью, все детали присутствуют, усы - каждый волосок прорисован, руки, вены, ногти..., у некоторых фигур даже линии жизни на руках прорисованы.

Не всё раскопали, часть войска остаётся под землёй до тех пор пока не придумают как сохранить окраску фигур. Дело в том, что под действием солнечных лучей краска исчезает.

Единственный воин, который найден не разрушенным, сейчас является символом города.

Воин Терракотовой армии. Сиань.
Пишу, пишу, а всего 4 дня описала. После Терракотовой армии мы поехали в аэропорт города Сиань и улетели местными авиалиниями в город Чжанцзяцзе, где и провели оставшиеся дни отпуска. Наверное придётся разделить рассказ на два поста, но хочу опубликовать их одновременно, поэтому, если интересно, то добро пожаловать - продолжение следует...!

1. Ниночка, какая ты умничка, что взялась за описание вашей поездки! Мы много раз говорили об этом- впечатления быстро бледнеют и исчезают. А в процессе написания происходит работа мысли, и в памяти остается гораздо больше. Все укладывается на соответствующие полочки. Обязательно вернусь еще не раз, чтобы перечитать. Очень интересно! А мужу отдельная благодарность. Знаю, какая это огромная работа- планирование подобных путешествий. Тебе очень повезло)).

1. Спасибо, Лена!) Обязательно передам! И знаю, что повезло...)

2. Нина, какое интересное путешествие. Терракотовая армия потрясла. Я не думала, что их столько! Вернее, не знала.
    Как хорошо, что ты собралась об этом написать, это останется систематизированным "отчетом" для тебя, будешь перечитывать, вспоминать. Здорово!

1. Саша, спасибо!) Рада, что понравился мой рассказ. Я про армию тоже не ожидала - их очень много, это я показала только один зал, а их для просмотра 4. Там есть колесницы. Потом они высокие 1.98м по-моему. Их же готовили императору в другой мир, так вот делали так чтоб наверняка были самыми сильными.

3. НИна, стену великую китайскую не китайцы строили, так говорят на РЕНтв, армия потрясная, по тому же РЕНтв смотрела, а ты-в живую!Круто!!!

1. Свет, спасибо!) Ты же Рентв много смотришь? Ни разу не видела две передачи на одну тему, но совершенно разные по смыслу... Мне довелось. Ты им не очень доверяй! Возможно и скорее всего не китайцы. Мы для всех русские, но в нашем государстве куча национальностей, так и в Китае. Я даже запоминать не стала, но поняла, что их оооочень много всяких разных. Стена строилась, когда они там племенами друг с другом воевали. А историю свою все приукрашивают, а чем китайцы хуже)))) Там каждый новый император считал нужным построить свой кусок. Зато получился такой вот памятник - со всего мира едут посмотреть))).

2. Я просто слушаю и на ус мотаю. Там речь идет (о китайской стене) о событиях еще до нашей цивилизации. Когда предки славян (будущих) сражались с предками будущих китайцев и бойницы направлены внутрь Китая вроде. Потом был заключен мир, от которого велось летоисчесление у древних славян. Короче от фильмов мешанина в голове. Но то, что история из школьной программы полный бред умышленный я уже уяснила.

3. Как изображается Георгий Победоносец? Поражающим Змия (дракона). Это все от тех забытых времен.

4. ОООО! Ты вживую увидела терракотовую армию!!! Это моя мечта. В смысле одна из мечт. Не могу сказать, что мне в свое время прямо очень понравился Китай, но я решила, что все же приеду еще раз. И желательно совместив пляжный отдых и, например, Пекин с Шанхаем;) Но курс доллара сильно подвел, зараза;)))
    Про китайскую стену интересно мне вот что. Правда что ли у них бойницы смотрят ВнуТРЬКитая?

1. Таня, со стеной там много не понятного. Я честно говоря думала, наивная, что она построена по границе государства Китай, нынешнего)))). Но она проходит внутри, мы ездили на северную часть, которая возле Пекина и были на участке стены на юге. Это разрозненные участки, в большинстве своём восстановленные в прошлом веке. Как я поняла никого она толком не защитила, сейчас это символ, памятник великому китайскому народу. Про бойницы мы тоже слышали, спрашивали у гида, он толком никак не объяснил этот факт)))

5. Очень интересно! Спасибо за экскурсию!